(7.03.1693, Венеция - 2.02.1769, Рим; до избрания папой - Карло делла Торре ди Реццонико), папа Римский (с 6 июля 1758). В 1640 г. его отец перебрался в Венецию из Комо, разбогател на торговле; в 1687 г. имя Реццонико было внесено в венецианскую «Золотую книгу» (за уплату 100 тыс. дукатов). В 1703-1711 гг. получил начальное образование в иезуитской коллегии в Болонье, затем продолжил обучение в ун-те Падуи; в 1713 г. получил степень д-ра гражданского и канонического права (in utroque iuro). В том же году приехал в Рим, где продолжил изучать право в Академии церковной знати под рук. известного адвоката Дж. Ланфредини. В 1716 г. рукоположен в сан пресвитера и поступил на службу в Римскую курию. 28 мая получил должность референдария (протонотария) трибунала Апостольской сигнатуры (см. ст. Трибуналы Римско-католической Церкви). Вскоре папа Римский Климент XI назначил его наместником в Риети (Умбрия), а с 1721 г.- наместником в Фано (Марке). В 1723 г. папой Римским Иннокентием XIII возвращен в Рим и назначен юристом в конгрегацию Консульты. В 1728 г. папа Римский Бенедикт XIII перевел Реццонико на должность аудитора папского суда Римская Рота (см. Rota Romana), где ему были доверены дела Венецианской республики.
20 дек. 1737 г. по представлению от Венецианской республики папа Римский Климент XII возвел Реццонико в достоинство кардинала; 27 янв. 1738 г. он получил титул кардинала-диакона рим. ц. Сан-Никола-ин-Карчере. Впосл. в ходе ротации в коллегии кардиналов получил титул кардинала-пресвитера рим. ц. Санта-Мария-ин-Арачели (15 мая 1747), затем титул кардинала-пресвитера рим. ц. Сан-Марко (17 февр. 1755). 11 марта 1743 г. папа Римский Бенедикт XIV назначил его епископом Падуи. Епископское рукоположение, состоявшееся 19 марта в рим. базилике Двенадцати апостолов, возглавил папа. В своем 1-м пастырском послании от 25 марта 1743 г. Реццонико сообщил о желании составить свод предписаний для своего диоцеза в соответствии с требованиями Тридентского Собора. В 1746 г. провел диоцезальный синод, на к-ром были рассмотрены вопросы дисциплины и нравов духовенства и паствы, по его инициативе реорганизована семинария, проведена реконструкция кафедрального собора Падуи. В дек. 1749 г. папа поручил епископу Падуи провести переговоры об установлении границ патриархата Аквилеи, территория к-рого оказалась разделена между Свящ. Римской империей герм. нации и Венецианской республикой. Реццонико предлагал перенести центр патриархата в Удине, находившийся на территории Венецианской республики, однако папа Бенедикт XIV в июле 1751 г. уступил требованиям имп. Марии Терезии и принял решение полностью упразднить Аквилейский Патриархат, разделив его территорию на 2 архиеп-ства (Гориция на территории Свящ. Римской империи и Удине на территории Венецианской республики). Несмотря на то что предложения Реццонико были отвергнуты, папа высоко оценил его дипломатические усилия, предоставив привилегии кафедральному собору Падуи.
Конклав, открывшийся 15 мая 1758 г. после смерти папы Бенедикта XIV, был отмечен противостоянием группы итал. кардиналов-«ревнителей» (zelanti), к-рые ратовали за избрание папы, ориентированного на внутренние дела Церкви, и группы «кардиналов короны», отстаивавших интересы Свящ. Римской империи и династии Бурбонов, представители к-рой занимали престолы во Франции, в Испании, Неаполитанском королевстве и нек-рых др. европ. гос-вах. На конклаве после длительного противостояния группировок в качестве компромиссной фигуры была рассмотрена кандидатура кард. Реццонико. Хотя он был неприемлем для франц. стороны, но 6 июля получил 31 голос из 44 и был избран папой Римским. Реццонико принял имя Климент в память о папе Клименте XII. Папская коронация состоялась 16 июля в базилике св. Петра.
По восшествии на Папский престол К. столкнулся с тяжелым финансовым положением Папского государства, в связи с чем был вынужден ввести новые налоги, а также ликвидировать нек-рые налоговые привилегии (напр., в Болонье), однако это не привело к стабилизации бюджета. Папа придерживался протекционистской политики, в рамках к-рой поощрялся экспорт товаров из Папского гос-ва. В сент. 1760 г. К. установил налоговые льготы для товаров, привозимых греч., тур. и еврейскими торговцами в Анкону, что способствовало развитию торговой конкуренции с Венецией и др. итал. гос-вами. В февр. 1765 г. папа утвердил новые упрощенные уставы для некоторых ремесленных и торговых корпораций Папского государства. Несмотря на финансовые сложности, папа уделял внимание украшению Рима. В 1762 г. под рук. архитекторов П. Браччи и Дж. П. Панини был перестроен фонтан Треви, из папской казны финансировались работы по созданию отдельных элементов фасадов базилики св. Петра и базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, а также по перестройке Квиринальского дворца и папской летней резиденции Кастель-Гандольфо. В 1763 г. закончено строительство виллы Альбани, где был размещен музей памятников античности. В 1767 г. музей античных ваз и монет был организован в Ватикане. Внимание к памятникам древности во многом было заслугой одного из основоположников археологии И. И. Винкельмана, к-рого в 1763 г. К. назначил папским комиссаром по античному наследию. В то же время папа распорядился прикрыть наготу античных скульптур на вилле Альбани и в Ватикане, а также поручил худож. С. Поцци закрасить обнаженные тела на фресках Сикстинской капеллы. По распоряжению К. в фонды Ватиканской библиотеки была включена большая коллекция вост. манускриптов, принадлежавшая бывш. хранителю б-ки, знатоку араб. и сир. языков И. С. Ассемани. Также был ужесточен режим пользования б-кой, значительно усложнивший работу в ней, особенно для иностранных исследователей (действовал до кон. XIX в.).
Во внешней политике понтификат К. был ознаменован противостоянием между Папским престолом и большинством европ. монархий, для к-рых в тот период были характерны тенденции к т. н. просвещенному абсолютизму: лишение Церкви юридических и налоговых привилегий, секуляризация имущества монашеских орденов и конгрегаций, полное подчинение клира и институтов католической Церкви светской власти, установление контроля за действиями Папского престола в отношении национальных католич. Церквей (право монархов назначать епископов на кафедры (королевский патронат), а также выдавать разрешения на обнародование папских документов на территории их государств - право т. н. regium placet и regium exequatur). Основной проблемой во взаимоотношениях между правительствами европ. гос-в и Папским престолом в понтификат К. стало противостояние светских властей ордену иезуитов: их особый обет полного подчинения папе Римскому, борьба с тенденциями просвещенного абсолютизма и течениями внутри национальных католич. Церквей за автономию или независимость от Папского престола привели к открытым гонениям против членов ордена. Однако К., будучи воспитанником иезуитов, а также назначенный им гос. секретарь кард. Луиджи Мария Торреджани, близкий к ордену, отказывались от к.-л. уступок в вопросе ликвидации Об-ва Иисуса.
Первым из европ. государств, начавшим кампанию против иезуитов, стала Португалия: премьер-министр С. Ж. де Карвалью-и-Мелу, маркиз ди Помбал, воспользовавшись вакантностью Папского престола после смерти папы Бенедикта XIV, объявил о конфискации имущества ордена в Португалии и ее колониальных владениях из-за неповиновения португ. и испан. властям, оказанного иезуитами при ликвидации их индейских редукций в Парагвае (т. н. Гуаранийская война; см. ст. Иезуиты). Под предлогом инквизиционного расследования, проведенного по этому поводу близким к премьер-министру кард. Франсишку ди Салданьей да Гамой, Помбал также запретил иезуитам заниматься проповеднической деятельностью и закрыл иезуитские коллегии. К. попытался добиться отмены принятых решений, для чего поручил папскому нунцию в Лиссабоне архиеп. Филиппо Аччайоли провести переговоры с королевским двором, но в сент. 1758 г. состоялось покушение на португ. кор. Жозе I, соучастниками к-рого были объявлены некоторые иезуиты. В связи с их арестом и предстоящим судом 22 февр. 1759 г. К. направил королю послание, в котором указал на судебный иммунитет клириков, однако в апр. того же года получил ответ кор. Жозе I, где утверждалось, что преступления против короля должен рассматривать светский суд, а также сообщалось о намерении изгнать орден иезуитов из португ. владений. Длительные переговоры с Папским престолом, предлагавшим различные уступки (суд над замешанными в заговоре представителями ордена в обмен на отказ от изгнания иезуитов), не увенчались успехом. 31 июля 1759 г. 3 иезуита, обвиненные в заговоре против короля, были приговорены к смерти. В авг. того же года Помбал подготовил королевский эдикт, запрещавший всякую деятельность иезуитов в Португалии и ее владениях. В сент. и окт. большинство иезуитов было выслано на кораблях в Папское гос-во, оставшиеся заключены в тюрьму. Отказ К. признать действия португ. правительства привел к высылке папского нунция из Лиссабона (15 июня 1760), а также к полному разрыву отношений Португалии с Папским престолом, включая отказ от торговли с папскими владениями. В ответ из Рима был выслан посол португальского короля (7 июля 1760). 21 сент. 1761 г. приговоренные к смерти иезуиты были сожжены на костре. Дипломатические отношения между Папским престолом и Португалией прервались на несколько десятилетий, попытки К. восстановить их встретили сопротивление со стороны Помбала: даже папское послание, направленное кор. Жозе I по случаю рождения сына, было возвращено в Рим нераспечатанным.
В конфликте с Португалией Франция старалась сохранять нейтралитет; К. рассчитывал на посредничество кор. Людовика XV в примирении с португ. королем. Однако в 1760 г. разгорелся скандал из-за банкротства главы миссии иезуитов на о-ве Мартиника пресв. Лавалетта, обвинявшегося также в спекуляциях и ростовщичестве. Его дело стало поводом для расследования, начатого Парижским парламентом, к-рый традиционно стоял на позициях галликанизма. 17 апр. 1761 г. Парижский парламент принял решение проверить соответствие устава ордена иезуитов основным законам Французского королевства. Кор. Людовик XV, чтобы предотвратить возможные негативные последствия, создал по просьбе К. особую комиссию для рассмотрения устава ордена, предписав парламенту воздерживаться от к.-л. решений до окончания ее работы. Созванная в дек. 1761 г. ассамблея франц. духовенства, ориентируясь на указания короля, высказалась в поддержку ордена, однако потребовала от франц. иезуитов подписать специальный формуляр, содержавший тезисы манифеста галликанизма, - «Декларацию четырех статей» (1682). Провинциал ордена иезуитов пресв. Этьен де ла Круа дал на это согласие, но генерал ордена иезуитов пресв. Лоренцо Риччи дезавуировал соглашение. В янв. 1762 г. королевская комиссия предложила подчинить франц. иезуитов не напрямую генералу ордена, а его викарию, находившемуся во Франции, но К. и Риччи отвергли этот проект. Это дало повод Парижскому парламенту обвинить иезуитов в том, что они не полностью находятся во власти франц. короля, но подчиняются иностранной власти папы и генерала ордена. 6 авг. 1762 г. парламент вынес постановление, согласно которому устав иезуитов был признан противоречащим франц. законам, а потому деятельность ордена на территории Французского королевства объявлялась незаконной; аналогичные акты вскоре выпустили и провинциальные парламенты. 3 сент. того же года на созванной консистории папа объявил все постановления против иезуитов не имеющими законной силы.
Отношения Папского престола с франц. властями, испорченные делом иезуитов, в дальнейшем переросли в борьбу за верховенство в католич. Церкви Франции. С одобрения К. Конгрегация инквизиции в апр. 1763 г. осудила пастырское послание Франсуа де Фитц-Джеймс, еп. Суасона, содержавшее положения янсенизма, однако Парижский парламент отказался регистрировать данное решение, без чего оно не имело во Франции юридической силы. В то же время противодействие попыткам папы сместить епископа Суасона оказал и кор. Людовик XV, 6 июня 1763 г. он отправил папе письмо, в к-ром заявил о недопустимости подобных действий без совета с ним или его министрами. Однако К. в переписке с королем и епископами настаивал на недопустимости вмешательства светской власти во взаимоотношения между католич. епископатом и папой Римским как главой католич. Церкви. Причиной следующего столкновения между Францией и Папским престолом стали выборы Льежского архиепископа: поддержанный королем кандидат получил меньшинство голосов каноников Льежского капитула, и К. утвердил архиепископом Шарля Никола Александра д'Ультремона, за к-рого проголосовало большинство каноников. Конфликт между папой и королем привел к усилению галликанских настроений во Франции, к-рых теперь придерживался не только Парижский парламент, но и королевский двор. В 1764 г. парламенты предписали иезуитам отказаться от обета послушания папе Римскому и принести клятву верности французскому королю. Не желая вступать в конфликт с парламентами в период Семилетней войны, кор. Людовик XV решился одобрить принятые ими постановления против иезуитов и 1 дек. 1764 г. подписал эдикт о прекращении деятельности ордена на территории Франции, но позволил остаться в стране тем иезуитам, которые захотели выйти из ордена и перейти в состав диоцезального (секулярного) клира. В ответ буллой «Apostolicum pascendi» от 7 янв. 1765 г. К. подтвердил устав Об-ва Иисуса, что вызвало негодование не только у франц. монарха, но и у др. европ. правителей. Во Франции парламенты в Париже, Руане и Эксе осудили буллу; парламент в Эксе постановил ее публично сжечь. В итал. гос-вах, а также на территории Свящ. Римской империи запрещалось ее публиковать и хранить дома в рукописном или напечатанном виде под страхом суровых наказаний вплоть до смертной казни (в Венеции). Еще одним важным проявлением политики галликанизма стало создание франц. королем комиссии по реформированию монастырей. В 1768 г. по предложению этой комиссии был издан королевский эдикт, установивший возрастной ценз для принятия монашеского обета (не менее 21 года для мужчин и 18 лет для женщин), а также минимально допустимое число монахов и монахинь в каждом мон-ре (19 - в муж. и 15 - в жен. обителях).
Во время Семилетней войны К. оказывал поддержку Габсбургам (в т. ч. выделял денежные субсидии) против протестант. Пруссии. В 1764 г. папа поддержал кандидатуру Иосифа II на выборах императора Свящ. Римской империи. Несмотря на то что папа препятствовал сосредоточению неск. епископских кафедр в одних руках (напр., в 1761 отказал Иоганну Теодору, кн. Льежскому, еп. Фрайзинга и Ратисбона, в возможности занять также кафедры Кёльна и Мюнстера после смерти брата Климента Августа), он разрешил сыну польск. кор. Августа III Саксонского Клименту Венцеславу объединить под своей властью кафедры Мюнстера, Падерборна и Хильдесхайма. Отношения Папского престола с герм. князьями отмечены постоянными требованиями со стороны папы соблюдать налоговый иммунитет клира. После смерти в 1764 г. польск. кор. Фридриха Августа К. призывал католич. монархов оказать поддержку Станиславу Понятовскому. Папа сделал первый шаг к урегулированию отношений с правившей в Англии Ганноверской династией, отказавшись признать титул короля Англии за Карлом Эдуардом Стюартом после смерти в 1766 г. его отца Якова III, к-рого Папский престол признавал законным англ. королем.
В начале понтификата К. дружественные отношения с испанскими Бурбонами, правившими в Испании, Неаполитанском королевстве и герц-стве Парма и Пьяченца, проявились в поддержке Папским престолом борьбы против попыток османских войск оккупировать Мальту (1761). Первое осложнение отношений произошло после включения в июне 1761 г. в Индекс запрещенных книг (с одобрения К.) сочинения янсениста пресв. Ф. Ф. Мезанги «Изложение христианского вероучения» (Exposition de la doctrine chretienne), которое стало популярно в качестве катехизиса в Неаполитанском королевстве и Испании, где оно использовалось при обучении принца Астурийского, сына испан. кор. Карла III. В дек. 1761 г. премьер-министр Неаполитанского королевства Б. Тануччи добился от сына Карла III, неаполитанского кор. Фердинанда IV, запрета на обнародование документов Римской курии, касавшихся сочинения Мезанги, сославшись на право regium exequatur, т. е. на необходимость обязательного предварительного одобрения королем документов Папского престола, к-рые без королевской санкции не могли вступить в силу на территории Неаполитанского королевства. Подобные меры были приняты в этой связи и в Испании: в янв. 1762 г. с одобрения испан. кор. Карла III совет Кастилии принял Прагматическую санкцию, устанавливавшую по праву regium exequatur обязательное визирование документов Папского престола и королевский контроль за их публикацией на территории Испании, а также создание испан. варианта Индекса запрещенных книг, содержание к-рого также контролировалось светской властью. Однако ходатайства К. перед королем и королевой-матерью, а также влиятельными придворными привели к отмене этой меры (июль 1763). В Неаполитанском королевстве Тануччи продолжил проведение реформ, ограничивавших права католич. Церкви. По его инициативе были отменены налоговые льготы, уменьшена и затем отменена десятина, введен налог на церковное имущество, установлено право изъятия в пользу королевской казны личного имущества епископов после их смерти, отменено право «мертвой руки» в отношении монастырских земель.
Смерть ревностной католички королевы-матери и выдвижение в 1765 г. сторонника идей Просвещения П. П. Абарки де Болеа, графа де Аранды, на пост председателя совета Кастилии обострили до предела отношения между Испанией и Папским престолом. Ориентируясь на пример Португалии и воспользовавшись тем, что кор. Карл III был недоволен сопротивлением, которое иезуиты оказывали испан. властям в ходе Гуаранийской войны в Парагвае, Аранда подготовил проект изгнания ордена из испан. владений. Поводом для гонений на иезуитов послужили городские восстания в Мадриде и др. городах в марте 1766 г. («шляпное восстание», причиной которого послужило введение нового налога на широкополые шляпы), в подстрекательстве к ним были обвинены члены Об-ва Иисуса. 27 февр. 1767 г. кор. Карл III издал указ о запрете деятельности ордена и об изгнании иезуитов из владений испан. короны. После обнародования указа 2 апр. того же года ок. 6 тыс. иезуитов были высланы на кораблях в Папское гос-во. 16 апр. К. направил кор. Карлу III бреве «Inter acerbiccima», протестуя против принятых решений и предлагая создать смешанную комиссию для рассмотрения сложившейся ситуации, однако из-за противодействия испан. двора компромисс не был достигнут. По совету кардиналов папа отказался принять испан. иезуитов, корабли с ними были отправлены на Корсику. После завоевания острова франц. войсками в мае 1768 г. иезуиты были вновь изгнаны и папа был вынужден принять их в свои владения.
Следуя примеру испан. двора и руководствуясь советом Тануччи, 31 окт. 1767 г. декрет об изгнании иезуитов издал неаполитанский кор. Фердинанд IV. 16 июня 1768 г. кор. Карл III издал декреты, согласно к-рым восстанавливалось действие Прагматической санкции 1762 г., вводившей право regium exequatur, а также объявлялось о конфискации всех владений иезуитов в Испании в пользу короны и др. монашеских орденов.
Апогеем противостояния между К. и франц. и испан. Бурбонами стал конфликт вокруг герцогства Парма, где правил племянник испан. и франц. королей Фердинанд I. С 1764 г. премьер-министр Г. дю Тийо, сторонник идей Просвещения, ратовавший за ликвидацию светской власти папы Римского, начал проводить в Парме антиклерикальные реформы, направленные на уничтожение налоговых и судебных иммунитетов католич. Церкви. 14 янв. 1768 г. герц. Фердинанд I издал подготовленный Тийо декрет, объявлявший об установлении в Парме права regium exequatur в отношении документов Папского престола, для чего была создана должность особого чиновника, которому поручалось изучать поступавшие в герцогство папские послания и документы Римской курии. В послании от 30 янв. 1768 г. К. объявил о незаконности к.-л. посягательств на свободу, привилегии и юрисдикцию Церкви, а также напомнил о суверенных правах папы Римского на герц-ство Парма (оно считалось вассалом Папского престола). В ответ на это послание герцог издал декрет об изгнании из его владений иезуитов (3 февр. 1768). Монархи Франции, Испании и Неаполитанского королевства сочли послание папы оскорбительным. В июне с целью оказать давление на К. франц. и неаполитанские войска оккупировали анклавы, относившиеся к Папскому гос-ву (Авиньон, Беневенто и Понтекорво), а в авг. Испания заявила о разрыве дипломатических отношений с Папским престолом. При посредничестве имп. Марии Терезии и имп. Иосифа II между К. и Бурбонами велись переговоры: от папы потребовали предоставить суверенитет герц-ству Парма, признать права Франции и Неаполитанского королевства на занятые территории, отправить в отставку гос. секретаря кард. Л. Торреджани, однако главным требованием стало упразднение ордена иезуитов. Попытки папы предложить к.-л. уступки в др. вопросах были отвергнуты Бурбонами, к-рые в янв. 1769 г. еще раз заявили папе через послов Испании, Франции и Неаполитанского королевства, что роспуск иезуитов является обязательным условием для нормализации отношений. К. отказался пойти на это и назначил на 3 февр. 1769 г. проведение консистории кардиналов для составления отрицательного ответа, однако в ночь на 2 февр. он скончался.
Управляя католич. Церковью, К. уделял особое внимание пастырской деятельности клириков и благочестию мирян. В своей 1-й энциклике «A quo die» от 14 сент. 1758 г. папа призвал епископов принимать в диоцезах меры по развитию апостольства и катехизации, а в энциклике от 17 сент. 1759 г. напоминал клиру о необходимости отказа от занятий коммерцией. Заботясь о развитии катехизации, папа указывал на необходимость следовать Римскому катехизису (энциклика от 11 июня 1761). Буллой «In Dominico argo» от 14 июня 1761 г. он призвал отдавать предпочтение Римскому катехизису в условиях разнообразия катехизической лит-ры. В сент. 1760 г. им были утверждены новые правила для приходских катехизаторов в рим. приходах. Возвел в кардинальское достоинство 52 чел., в т. ч. Лоренцо Ганганелли (впосл. папа Римский Климент XIV). Утвердил уставы ун-тов в Лемберге (Львов) и Кальяри, даровал новые привилегии ун-ту Сапиенца в Риме.
Для борьбы с распространением идей Просвещения, а также взглядов, противоречащих католическому вероучению, в понтификат К. были осуждены и внесены в Индекс запрещенных книг сочинения «Об уме» К. Гельвеция, «Эмиль, или О воспитании» Ж. Ж. Руссо, «Энциклопедия» Ж. Д'Аламбера и Д. Дидро и др. 27 февр. 1764 г. в Индекс запрещенных книг было включено соч. «О положении Церкви и легитимной власти Римского понтифика» (De statu Ecclesiae et legitima potestate Romani pontificis), изданное в сент. 1763 г. еп. Иоганном Николаусом фон Гонтгеймом (под псевдонимом Феброний Тревский). В этом сочинении, ставшем программным трудом фебронианства, было предложено систематическое изложение идей соборного устройства Церкви, в которой власть Римского епископа была бы ограничена Вселенским Собором, и национальной церковности, т. е. автономии национальных Церквей; по отношению к епископам этих Церквей Римский епископ рассматривался бы как первый среди равных (primus inter pares). В марте 1764 г. папа направил бреве нем. епископам, призывая их пресечь распространение этого сочинения, но мн. епископы и клирики сочувственно отнеслись к идеям Феброния, а светские власти отказывались выполнять предписания папской цензуры. Впосл. идеи Феброния повлияли на выработанную имп. Иосифом II церковно-государственную политику, известную под наименованием иозефинизма. Энцикликой «Christianae reipublicae salus» от 25 нояб. 1766 г. папа осудил философские идеи просветителей в целом.
Антииезуитская кампания в Европе привела к снижению миссионерской активности в колониях, где ведущую роль играли члены Об-ва Иисуса. Для развития миссионерской деятельности папа поддерживал миссионерские коллегии и семинарии, в т. ч. коллегию св. Розы Лимской в Перу, индо-китайскую коллегию Св. Семейства в Неаполе и др. Среди др. монашеских орденов, занимавшихся миссионерством, особое внимание К. уделял францисканцам; 15 дек. 1758 г. учредил автономную провинцию ордена в Боснии, в к-рую входили территории со слав. населением, находившиеся под властью Османской империи. К. даровал привилегии миссионерам, прожившим 20 лет и более на территории Албании или Македонии, и запретил миссионерам, действовавшим на Филиппинах, переезжать в др. страны без особого разрешения. При К. продолжалась активная униональная политика Папского престола на Ближ. Востоке; 27 июня 1762 г. К. учредил там апостольский викариат для христиан лат. обряда.
Папа был вынужден вмешаться в дела Мелькитской католической Церкви. После смерти Антиохийского мелькитского патриарха Кирилла IV в этой Церкви начались нестроения, связанные с кандидатурой нового патриарха. Племянник патриарха Кирилла IV 27-летний Афанасий Джаухар попытался занять патриарший престол, ссылаясь на завещание дяди, однако часть мелькитских епископов обратилась к К. с просьбой отменить это решение. 1 авг. 1760 г. папа назначил Антиохийским мелькитским патриархом Максима Хакима, еп. Иерапольского, указав на то, что Афанасий не достиг канонически разрешенного возраста. Однако вскоре патриарх Максим II Хаким скончался, и Афанасий вновь попытался занять патриарший престол, но папа утвердил в качестве патриарха избранного мелькитскими епископами Бейрутского митр. Афанасия Дахана, принявшего имя Феодосий V. 14 сент. 1765 г. папа отлучил от Церкви Афанасия Джаухара и группу его последователей; отлучение было снято после их покаяния в 1768 г.
19 дек. 1762 г. К. утвердил единый устав для мон-рей Коптской католической Церкви. 6 апр. 1767 г. папа одобрил избрание нового патриарха Маронитской католической Церкви Иосифа Эстефана, поручив ему провести синод епископов этой Церкви и создать семинарию для подготовки клириков-маронитов.
За время понтификата К. провел единственную процедуру канонизации, приуроченную к 10-летию его избрания на Папский престол: 16 авг. 1767 г. были канонизированы Жанна Франсуаза де Шанталь, основательница ордена визитанток, Хосе де Каласанс, Джузеппе да Копертино, Ян из Кент (Иоанн Кантий), Джероламо Эмилиани и Серафино да Монтегранаро. 20 сент. 1761 г. К. беатифицировал одного из своих предшественников на епископской кафедре Падуи - Грегорио Барбариго, 19 мая 1766 г.- монаха ордена тринитариев Симона де Рохаса, 29 апр. 1768 г.- капуцина Бернардо да Корлеоне. Папа способствовал развитию особого почитания в католич. Церкви Святейшего Сердца Иисусова, поощряя распространение этого культа рим. братством св. Теодора и иезуитами; в янв. 1765 г. по просьбе польск. кор. Станислава Лещинского установил особый праздник в честь Святейшего Сердца Иисусова в Польше (11 мая).
Погребен в базилике св. Петра.